Если вы хотите создать дружеские и доверительные отношения с ребёнком, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:
- каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;
- давайте возможность ребёнку самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;
- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе;
- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть его письмо, взять какую-то принадлежащую ему вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);
- не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.);
- не давайте ребёнку категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);
- помните, что не одобрять можно только поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»);
- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А ты как думаешь?», «А как бы ты поступил?»);
- предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым — таким, какой он есть);
- если наказываете ребёнка, то это не должно вредить его здоровью;
- ребёнок не должен боятся наказания, чувствовать, что вы при этом его унижаете;
- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;
- нельзя наказывать больного ребёнка;
- если хотите похвалить, то хвалите ребёнка только за то, что является плодом его труда (за поделку, вымытую посуду, убранную комнату, выученное стихотворение и т.д.);
- заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ты остался дома: мы устроим небольшой семейный праздник»);
- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое — то общее семейное дело (выбор покупок, уход за домашними животными, совместное планирование отдыха и т.п.);
- никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
- будьте последовательным в своих требованиях.