ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СУИЦИДОЛОГИИ

Суицид — осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Это исключительно человеческий акт. Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным, ему всегда предшествуют угнетенное настроение,  депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Суицидальное поведение — пoнятиe бoлee широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Скрытый суицид — удел тех, кто понимает, что самоубийство — не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути не находят. В таком случае подростки выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение».  Это и быстрая езда на мотоцикле или автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасными играми, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Подростку сколько угодно можно твердить о том, что подобное поведение опасно для жизни, но, как правило, именно подобной опасности и жаждут скрытые суициденты.

Стремление осмыслить природу суицида, теоретическое обоснование этого явления уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицида, можно говорить лишь об отдельных теоретических концепциях существующей проблемы.

Состояние подростков, совершивших суицидальную попытку, определяется «следами» пережитой психотравмирующей ситуации, динамикой психического состояния после суицида, личностно-характерологическими особенностями личности. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

По мнению большинства исследователей, концепция смерти формируется у человека лишь к 11-14 годам. Для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения: иногда при желании умереть выбираются неопасные с точки зрения взрослых средства. И наоборот: демонстрационные попытки нередко заканчиваются трагедией из-за недооценки детьми опасности применяемых ими средств и способов.

Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Своеобразием подростково-юношеского возраста отличаются также мотивации и динамика суицидального поведения. Для них характерны мозаичность, вариативность пресуицидального статуса, что создает особые затруднения в распознавании угрозы самоубийства.

Суицидоопасна в этом возрасте и скрытая депрессия. По мнению многих исследователей, депрессия у учащихся часто маскируется под гиперактивность, агрессию, что затрудняет правильное диагностирование истинной проблемы.

По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны внешне благополучные семьи, в которых имеются скрытые конфликты. Семьи же с асоциальной направленностью способствуют адаптации подростка в такой же среде, выполняя роль защитных механизмов.

Для младшего пубертатного возраста наиболее опасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе.

Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда социальный статус подростка не соответствует уровню его притязаний.

ПРИЧИНЫ

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков А.Е. Личко относит следующие:

  • потеря любимого человека;
  • состояние переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма;
  • наркомании и токсикомании;
  • отожествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

различные аффективные реакции по другому поводу.

При определении реального суицидального риска необходимо учитывать не только факторы, способствующие суициду, но и аргументы, удерживающие человека от добровольного ухода из жизни.

При выявлении родителями, педагогами и/или психологами степени суицидального риска необходимо учитывать личностные особенности каждого подростка. Согласно утверждению А.Г. Амбрумовой, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты: импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мышления. Однако вышеперечисленные личностные особенности характерны в известной степени для любого подростка, чем и объясняется достаточно высокий процент острых реакций на стресс, формирующих пресуицидальный период в подростковом возрасте. И вот здесь главная задача родителей, педагогов, психологов — предложить подростку варианты возможных действий, одобрять и направлять усилия ребенка, его готовность к самостоятельному разрешению проблемы.

Не менее важным аргументом в пользу отказа от самоубийства способно выступить эстетическое неприятие последствий суицида. Если подросток будет иметь реальное представление о том, как страшно и безобразно выглядят жертвы суицида, то в ряде случаев это поможет предотвратить попытку прекратить собственную жизнь.

Наконец, достаточно весомым антисуицидальным фактором может выступать страх перед физическими страданиями, а также боязнь стать инвалидом в случае неудавшейся попытки.

К ПРИЗНАКАМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТНОСЯТ:

  • Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными. Подросток сторонится вчерашних друзей, уходит в себя.
  • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого проявляется по-своему. Часто подросток маскирует свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в его поведении.
  • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки гнева, раздражительности, жестокости. Подобные явления нередко являются призывом подростка обратить на него внимание.
  • Капризность. Каждый из нас время от времени хандрит. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, чрезмерно повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями.
  • Психологическая травма. Расставание с родными, смерть или несчастье с кем-то из близких, физические и моральные нагрузки, личные невзгоды могут показаться человеку трагедией его жизни.
  • Раздача подарков. Некоторые люди, планируя суицид, предварительно дарят близким и друзьям свои вещи.
  • Угроза. Любое высказанное подростком стремление уйти из жизни должно восприниматься окружающими очень серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь специалистов.
  • Перемены в поведении. Резкие, неожиданные перемены в поведении должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда спокойный, интровертированный подросток неожиданно начинает много шутить, веселиться, болтать, необходимо присмотреться к нему. Резкие перемены могут свидетельствовать о глубоко переживаемом одиночестве, которое подросток стремиться скрыть под маской веселья. Также тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, безразличие к общению с окружающими со стороны социально активного человека.
  • Активная подготовка. В период подготовки к суициду подросток может собирать лекарственные средства, отравляющие вещества, говорить о суициде как о легкой смерти, часто заводить разговоры о загробном мире.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ:

  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  7. постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  9. не предлагайте упрощенных решений;
  10. дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  11. помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  12. помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
  13. при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  14. помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.