Методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся

Воспитание–творчество взрослых, в основе которого лежит наука возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребёнку.

Агрессивное поведение–это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

Агрессор–тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т. д

Жертва–человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

Агрессия–это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действие, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Всегда следствие определённых причин и внутренних предпосылок (особенно развитие психики). И тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов. В своей работе мы уделяем особое место роли семьи в становлении личности ребёнка.

Агрессивность–свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияние среды.

Характер поведения взрослых отражается на поведении ребёнка. Поэтому, чтобы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, анализируют собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношении взрослых и детей.

Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями:

Прямая агрессия:

  • вербальная (словесная)–когда насмехаются, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.
  • физическая–когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дёргают за волосы;
  • материальная–когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия:

  • частичное игнорирование–неприятие в некоторые виды (разговоры и т.д.);
  • полное игнорирование–бойкот;
  • другие виды психологического давления (принуждение к каким-либо действиям и т.д.)

Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:

1.внешними событиями;

2.мыслями («это несправедливо», «это специально подстроили», «мне это неприятно» и. т. д.), формирующими твёрдую уверенность в их истинности;

3.эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);

4.поведение других людей (поступки, высказывания).

Классификация проявлений агрессии

Направленность агрессивных действий показывает, кто является жертвой или истинной или мнимой причиной агрессии (другой человек, предмет, животное, любое событие окружающей действительности-в общем, любое живое и неживое). Однако на практике бывает так, что ребёнок считает жертву агрессии её же причиной. Это может выражаться в словах, адресованных обиженному: «Сам и виноват», «напросился..» и т. д.

Наблюдаемость–ненаблюдаемость (скрытость–открытость).

Не всегда можно увидеть явные проявления агрессии. Например, ребёнок склонен действовать исподтишка. Тогда мы можем говорить о скрытых формах физической агрессии; словесные виды агрессии тоже могут быть неявными (сравните грубые, нецензурные слова или ироничные оценочные слова, не менее обидные, задевающие самолюбие); не говоря уже о злых мыслях и чувствах, которые удается распознать по мимике и интонации говорящего.

Временные признаки.

Речь идет о том, как часто у ребёнка возникает состояние агрессии, не только агрессивные физические действия, но и агрессивные чувств а и мысли.

Если расстройства поведения и эмоций возникает время от времени и ребёнок самостоятельно овладевает состоянием обиды, агрессии, гиперактивности, то такое поведение, как правило не вызывает тревог и не рассматривается как нарушенное. Вместе с тем социальная опасность расстройства определяется не только частотой его проявления, но и самим его «качествам».

Пространственно-ситуативные признаки.

Пространство, в котором возникает то или иное агрессивное эмоциональное состояние, можно понимать в широком, обобщенном смысле: общество, лицей, психогенная, социально-бытовая ситуация, ближайшее окружение ребёнка-родители, семья.

Ребёнок в состоянии или готовности к агрессии может по-разному реагировать на изменения в пространстве, конкретной житейской обстановке, т.е. быть более или менее чувствительным к новизне ситуации.

Психические действия

Само состояние агрессии влияет на внешнее поведение ребёнка и является отражением зачастую менее наблюдаемых и заметных психических процессов. Ребёнок в состоянии агрессии: живет, действует, чувствует, думает, говорит, воображает, запоминает и т. д.

Длительные состояния агрессии могут искажать, накладывать специфические особенности на течение мыслей (всё время думает о плохом, во всем видит злой умысел), воображение (часто рисует и представляет в воображении драки, войны, пожары и т. п.), речь все время говорит грубо,

обидно, заносчиво) и т. д.

Степень социальной опасности.

Агрессивность ребёнка может незначительно или значительно отклоняться от норм поведения, установленных в обществе, и быть опасной для здоровья и жизни людей. Поведение, отклоняющиеся от принятых нравственных, а иногда и правовых норм, за которое ребёнок не несёт юридической ответственности, принято называть девиантным, а противоправное юридически наказуемое поведение-делинквентным.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка.

По результатом наблюдения за поведением ребёнка в различных ситуациях, а также в процессе беседы с родителями и педагогами можно выявить круг причин, или факторов, провоцирующих агрессивность. Основаниями для классификации агрессивности на виды и причины могут служить следующие признаки:

Наследственно-характерологичесие:

  • наследственно
  • конституцианальная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников;
  • наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка и др.

Резидуально-органические:

  • минимальная мозговая дисфункция ;
  • травмы головного мозга и т. п.

Социально-бытовые:

  • неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе, в лицее;
  • неадекватно-жёсткий родительский контроль;
  • враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  • конфликт между супругами;
  • ситуация налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность;
  • необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр.

Ситуационные-реактивность, или ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;

  • чувствительность к оценке, осуждение порицание;
  • введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребёнком);
  • новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребёнка и др.

Типы агрессивности у детей.

Гиперактивно-агрессивный ребёнок.

Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие, дети воспитываются в семье по принципу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.

Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребёнок.

Обидчивость ребёнка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Необходимо помочь ребёнку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуации перенапряжения, если ребёнок почти всегда агрессивен.

Агрессивные ребёнок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребёнок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребёнком ; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребёнку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Необходимо попытаться решать проблемы вместе с ним, в сотрудничестве с ребёнком, но не за него.

Агрессивно-боязливый ребёнок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребёнка от мнимой угрозы, «нападения». Необходимо работать со страхами, моделировать, т. е. создать опасную ситуацию и вместе с ребёнком преодолевать её, при этом ситуация должна быть на грани приятного в неприятным с преобладанием приятного.

Агрессивно-бесчувственный ребёнок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребёнка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощённости, повышенной аффективной возбудимости, которые передаются от родителей или близких. Он часто раздражается ил, наоборот, равнодушен, толкается, дерётся, говорит обидные слова, грубо обращается с животными и т. д.

Необходимо стараться стимулировать гуманные чувства у такого ребёнка: жалеть, ухаживать за животными; обращать внимание на грустное подавленное состояние. Учащимся можно дать следующие советы, чтобы не стать объектом агрессии.

1.Не позволяйте себя обижать!

2.Не бойся агрессора, держись уверенно.

3.Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, чётко и твердо.

4.Не груби в ответ и не дерись.

5.Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

  • твердо и уверенно скажи что тебе не нравится, такое обращение;
  • пошути в ответ;
  • спокойно уйди (не убегай!);
  • обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.